Главная » 2007 » Май » 25 » Тевтонские замки построили на деньги тамплиеров?
01.21
Тевтонские замки построили на деньги тамплиеров?
Авторитет калининградца Анатолия Бахтина, занимающегося историей Тевтонского ордена, и ранее безоговорочно признавался даже самой этой организацией, штаб-квартира которой до сих пор действует в Вене. А теперь в своей книге «Замки и укрепления немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии» архивист собрал поистине уникальную информацию, которая может заинтересовать ученых-историков с мировым именем.

Каменный невидимка

- Как возникла идея книги?
- Информацию по тевтонским замкам я начал собирать еще в 80-х годах. И к 1993-му располагал практически всеми архивными данными по этой теме, какие только можно было найти в Европе. Помогло то, что мне удалось много поработать в различных архивах Польши и ФРГ. Ведь англо- или франкоязычных документов по замкам не так уж много, да и те в значительной степени скопированы с немецких. Идея создания книги созревала давно, но окончательно определиться удалось, когда наш архив готовил историческую справку по запросу одного из калининградских банков насчет здания, в котором это финансовое учреждение размещалось. Неожиданно банк предложил сделать какое-нибудь совместное издание. Я предложил на выбор - малые города или замки Восточной Пруссии. В банке подумали и решили, что замки, пожалуй, будут интереснее. Меня это тоже вполне устраивало, ведь в принципе материал был готов, оставалось лишь его совсем немного доработать и систематизировать.
- Удалось ли сделать какие-то открытия?
- Одно их первых, что бросилось в глаза при исследовании трудов так называемых «кабинетных» ученых, - ошибка, допущенная, скажем, в XVII веке, потом повторялась в бумагах позднейшего времени, вплоть до века XXI. Хотя по-настоящему замки начали изучать достаточно поздно, только в XIX столетии. Да и тогда очень редко где проводились, например, археологические работы. Вот один интересный случай. В Рудау (Мельниково) я был удивлен тем, что на месте замка, о котором упоминали тевтонские хроники, возвышается кирха. И только когда обвалилась штукатурка с ее стен, стало понятно, что это и есть замок, лет 300 или 400 назад перестроенный под церковь. Другой вариант: на пожелтевших листах изображен очень мощный и крупный форбург (предзамковое укрепление. - Ред.), а перед собой я видел весьма скромных размеров площадку. В общем, по многим замкам теперь имеется совершено новая информация, на Западе до сих пор неизвестная.

Растраченные сокровища

- Были ли у восточно-прусских замков какие-то специфические особенности, отличающие их от других замков Европы?
- В Восточной Пруссии нет по-настоящему заметных возвышенностей. Да, тевтонцы зачастую отказывались и от немногих имеющихся, предпочитая возводить укрепления в низинах, на берегах рек или ручьев. Водоем немедленно перегораживался плотиной, после чего строилась водяная мельница. И до сих пор бытующее убеждение, что немецкие замки стоят на месте прусских крепостей, захваченных завоевателями, неверно именно потому, что последние стояли на холмах. Яркий пример - Кенигсбергский замок. Деревянный он, может, и стоял на месте прусской крепости Твангесте (кстати, возможно, никогда и не существовавшей). Но позже с места, где сейчас Дом Советов, немцы ушли, и строительство в камне начали много западнее.
- К слову, это же вы выдвигали предположение, что Тевтонский орден обустраивал свои крепости благодаря огромным деньгам, которые достались ему от рыцарей-тамплиеров?
- Это действительно моя версия, и она подтверждается документально. Каменные замки в Восточной Пруссии интенсивно начали возводить с 1310 года, после разгрома ордена тамплиеров во Франции. Не исключено, что на средства из казны храмовников, которая, как известно, бесследно пропала.
- Но в таком случае получается, что сокровища тамплиеров, за которыми до сих пор охотятся авантюристы, искать бессмысленно?
- Да, скорее всего, все было истрачено на строительство, плату наемникам, выкуп орденских братьев и гостей ордена из плена и прочие военные расходы.

В запасе 20 лет
- Знаю, что неоднозначно воспринимается и другое ваше мнение, по которому немецкие рыцарские ордена отнюдь не воевали с Русью, а даже наоборот, были ей едва ли не союзниками.
- Опять же противостояние не подтверждается архивными документами. Тут, скорее всего, сказалось влияние православной церкви, которая по целому ряду причин тогда была настроена против католицизма даже больше, чем против ислама. Историю попросту переписали в нужном ключе.
- Каково ваше мнение о перспективах восстановления замков на территории нынешней Калининградской области?
- Положение с замками у нас сегодня, прямо скажем, жуткое. Многие из них уже можно считать утерянными: допустим, на месте Тремиттена (неподалеку от Гвардейска) функционирует нефтяная скважина, и если раньше я находил там хотя бы орденские кирпичи, то сейчас и этого нет, все расчистили и убрали. А вот Гросс-Вонсдорф (поселок Курортное недалеко от Правдинска), где сохранилась надвратная башня и видны контуры периметра, вполне можно восстановить по сохранившимся старым рисункам. Тем более находится он в живописнейшем месте, и вполне может стать привлекательным для туристов объектом. Практически все данные есть по Кенигсбергскому замку, но если замахнуться и его восстановить, то это должна быть точная копия старого сооружения, иначе смысла нет.
- А какие еще замки по области было бы целесообразно возродить, чтобы использовать в туристическом бизнесе?
- Пожалуй, Бальгу, Рагнит (Неман), Инстербург (Черняховск), Лабиау (Полесск)… Десятка полтора вполне можно набрать. Вот только все нужно делать быстро, чтобы сохранить хотя бы что-то. У нас в запасе остается лет 20, не больше.

КСТАТИ

«Признание» для архивиста
Книгу о замках специалисты считают достойной правительственной премии.
В этом году книгу Анатолия Бахтина «Замки и укрепления немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии» выдвинули на получение премии «Признание» правительства Калининградской области.
- Тем самым мы хотели подчеркнуть значение этой работы для развития культуры в нашем регионе, - заявила директор Калининградского государственного областного архива Алла Федорова.
На три премии размером по 150 тысяч рублей изначально претендовали 20 человек. После предварительного отбора потенциальных лауреатов осталось 14. Окончательный результат калининградцы узнают в июне.

ОРЕХОВ Игорь

Категория: Новости дня | Просмотров: 1491 | Добавил: kaliningradinfo | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar