Авиакомпания «КД
авиа» начала регулярные рейсы из Челябинска и Тюмени в Европу с
пересадкой в Калининграде по схеме hub & spoke. Перевозчик
рассчитывает привлечь на свои борта пассажиров, следующих сейчас
транзитом через Москву. Участники рынка полагают, что калининградская
авиакомпания сможет реализовать свои планы за счет более низких тарифов
и введения hub & spoke, но на серьезное перераспределение
транзитного пассажиропотока ей надеяться не стоит. Как рассказал „Ъ“ исполнительный директор «КД авиа» Леонид
Ицков, первые рейсы из Тюмени и Челябинска авиакомпания осуществила в
начале июля. Авиаперевозчик работает по схеме hub & spoke (в
переводе с английского «ось и спицы»). Эта модель подразумевает
регистрацию багажа до конечного пункта следования в аэропорту
отправления и прохождение паспортного контроля в пределах единого
терминала. По словам господина Ицкова, транзитные авиаперевозки «КД
авиа» осуществляет в 15 городов Европы (в том числе, Лондон, Берлин,
Ганновер, Барселону, Рим) с пересадкой в Калининграде. Инвестиции «КД
авиа» в проект hub & spoke составят 2,6 млрд руб.
В 2006 году авиакомпания перевезла 584 тыс. пассажиров. Выручка перевозчика в 2006 году составила 2,4 млрд рублей.
По словам Леонида Ицкова, первые рейсы из Тюмени и Челябинска
показали, что транзитные перевозки по схеме hub & spoke в уральском
регионе востребованы: заполняемость рейсов из Челябинска на самолете
Boeing 737-300 (140 кресел) составила 70%, из Тюмени — 50%. «Мы
поставили задачу добиться 100-процентной заполняемости бортов, в том
числе за счет более низких тарифов, чем у конкурентов», — сказал
господин Ицков. Так, по его оценкам, цены на авиабилеты «КД авиа» не
менее чем на 15% ниже, чем у основного российского транзитного
перевозчика «Аэрофлота» (стоимость билета Челябинск–Берлин–Челябинск у
«КД авиа» 14,5 тыс. рублей, а у «Аэрофлота» с пересадкой в Москве —16,9
тыс. рублей).
Участники рынка, опрошенные „Ъ“, сомневаются, что «КД авиа»
может рассчитывать на серьезное перераспределение потоков транзитных
пассажиров. «На рынке уже устоялась система транзитных потоков из
Тюмени в города Европы через Москву, где существует разветвленная
маршрутная сеть. На мой взгляд, планы «КД авиа» отдают неким
авиационным романтизмом, пассажиры вряд ли захотят менять свои
привычки», — считает генеральный директор UTair Андрей Мартиросов. А
заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков добавил: «Несмотря на
обилие новых услуг, наш продукт давно существует на рынке и стабильно
востребован, поэтому мы не опасаемся оттока пассажиров к «КД авиа».
Впрочем, отраслевые аналитики отмечают, что реализовать планы
калининградская компания сможет за счет низких цен на билеты и введение
hub & spoke. Так, глава аналитической службы агентства «Авиапорт»
Олег Пантелеев указал на то, что себестоимость полетов у «КД авиа»
ниже, чем у федеральных игроков. «Это связано с тем, что компании
удалось закупить самолеты, воспользовавшись освобождением от уплаты
пошлин и НДС (порядка 40% от стоимости самолета), что избавило компанию
от дополнительной финансовой нагрузки. Кроме того, схема hub &
spoke позволяет предложить пассажирам максимальное количество маршрутов
при использовании минимума самолетов и таким образом удешевить проект»,
— пояснил господин Пантелеев. |